tillage00.jpgtillage01.jpgtillage02.jpgtillage03.jpgtillage04.jpg

От Гуттенберга до компьютерной верстки

 

Гуттенбергов пресс«В середине XV века Иоганн Гутенберг потратил около пяти лет на отливку н набор печатной формы из подвижных литер, предназначенной для печатания его исторической «Библии». Сегодня с помощью новых электронно-вычислительных машин всю «Библию» можно набрать за семьдесят семь минут, — уверяет американский журнал «Форчун».

Не будем подсчитывать, как быстро можно набрать журнал «Химия н жизнь» и как быстро можно его отпечатать и сброшюровать. Важнее другое: при всем прогрессе техники, при всем развитии современной полиграфической технологии процесс изготовления печатного издания принципиально не изменился со времен Гутенберга, основой его остается взаимодействие бумаги и краски. А если говорить о высокой печати, то сходство будет полным — по той простой причине, что Гутенберг печатал именно этим способом.

Собрать форму из деталей, печатающие элементы которых возвышаются над непечатающими, «пробельными», создать посредством давления контакт достаточной силы и продолжительности между формой и бумагой, чтобы краска с печатающих элементов перешла на бумагу,— вот принципиальная (правда, сильно упрощенная) схема создания Гутенбергом «Библии», а Московской типографией № 13 — журнала «Химия и жизнь».

Кому из нас не доводилось быть печатником? Кому в детстве не случалось, зачернив пятачок грифелем и создав ладонью давление, получать на листке бумаги оттиск «орла» или «решки» со всеми деталями рисунка? Только изображение на таком «печатном оттиске» было обратным. Но это была высокая печать! Офсетная типография в миниатюре!

Чтобы изображение на настоящем оттиске было «прямым», читаемым, приходится «обратным», зеркальным делать очко печатающих элементов, их рисунок.

Однако    мы  незаметно    уклонились  от     хронологической         последовательности.

Вернемся к ней и, поскольку процессам техническим      предшествуют     процессы творческие, начнем с редакции, с начала начал журнала — редакционного совещания, «планерки». Дело не в названии, а в том, чтобы «собрать номер», включив материалы, которые достаточно удачны, достаточно апробированы, достаточно подготовлены и достаточно... невелики по объему.

Но прежде чем мы попадем на редакционную планерку,— одно отступление нередакционного свойства.

Абзацем выше промелькнула у нас совсем не бесспорная мысль о процессах творческих и процессах технических. Не будем откладывать обсуждение ее до «полиграфической» части статьи.

Существуют две точки зрения на полиграфию. Первая: это промышленность. Вторая: это еще и искусство. Мы на стороне тех, кто утверждает: полиграфия — не только промышленность.

Поскольку первое утверждение возражений вызвать не может, займемся вторым и попробуем доказать, что полиграфия — искусство.

В полиграфии, не в пример другим отраслям промышленности, пока еще не везде и не всегда возможен объективный контроль над производственными процессами, причем процессами сложнейшими, где во взаимодействие вступают материалы с самыми различными оптическими, химическими, физико-химическими свойствами. Возьмем, например, чудо рождения цветной репродукции...

От Гуттенберга до компьютераПроизведение живописи, как, впрочем, и любой цветной оригинал, воспроизводится в результате сложения цветов. Последовательное наложение красок так называемой триады — желтой, красной, синей — в принципе дает возможность воспроизвести все цветовые оттен-кн оригинала. Для этой цели служат клише (разговор о них впереди) — отдельное для каждой краски. Совсем не так просто добиться соответствия репродукции оригиналу по рисунку н по цвету. Для этого приходится много раз делать корректуру и кисточкой наносить на клише кислотоупорный лак (процесс этот называется выкрыванием), чтобы предотвратить травление уже «готовых» участков и протравить те, которые не закрыты лаком, чтобы «довести» их. Тончайший, деликатнейший процесс, почти работа художника. Многие из цветных травильщиков, кстати, и есть художники. Про старых металлообработчиков рассказывают, что некоторые из иих в состояиии наощупь определить диаметр металлического прутка с точностью до десятых долей миллиметра. Это чудо — чудо мастерства, опыта, чудо любвн к своему делу. Такое же чудо искусство полиграфиста.

А фотография в полиграфии... Если труд кинооператора или даже просто фотографа — искусство, то работа типографского фотографа, который должен передать все цветовые и градационные переходы оригинала, — разве это не творчество?

А искусство метранпажа, по сути дела, художника газеты? Сколько безымянных асов газетной верстки стоит за этим термином, исполненным архаики! Каждый из нас обращал внимание на то, как разнятся газеты по внешнему виду. Чтобы завоевать симпатии читателя, газета непременно должна быть нетолько интересной, но и обладать «лица необщим выраженьем»...

Можно назвать немало полиграфических профессий, где работа — искусство. Но мы остановимся еще только на одной— профессии печатника высокой печати, главного лица в изготовлении, в частности, и того экземпляра журнала, который вы, читатель, держите сейчас в руках. Печатник — творец качества журнала, от него в основном зависит, четко ли «очко» текста, хорошо ли читаются детали изображения на иллюстрациях, точно ли совмещены краски на цветной репродукции.

О том, что оттиск получается во время контакта бумаги с печатной формой, мы уже говорили (незабвенный пятачок из нашего детства, становившийся печатной формой, прежде чем перекочевать к мороженщице). По разным техническим причинам давление, создающее контакт, неравномерно. Для получения хороших оттисков его надо выравнивать, компенсируя недостатки печатных машин и набора. Единственная возможность добиться этого — приправка.

Процесс приправки можно сравнить с работой модельера. Вырезать и собрать из бумажных деталей выравнивающий рельеф — декель (а декелей необходимо несколько, чтобы получить оттиск хорошего качества) — не напоминает ли это создание лекал для кройки? Но кто же станет спорить, что одежду моделируют художники? Приправка пожирает уйму времени, но без нее высокая печать немыслима, исключить этот процесс пока не удается. Декель — элемент приправки—в значительной степени изготовляется вручную, и качество печати зависит в прямом смысле слова от искусства печатника.


Агентство по печати Альма Пресс. Тел.: 8(499)112-30-20

Москва, Талалихина, дом 41, строение 26