Ошибки начинающих дизайнеров

Работая в полиграфии более 16 лет я каждый день сталкивался с макетами заказчиков, которые они тщательно маскировали под макеты. И чтобы не растекаться мыслью по древу хотелось бы тезисно попытаться объяснить несколько основных моментов.

 

Момент №1. Бесполезно объяснять отделу пре-пресс как должен выглядеть макет. Скажем если вы вставили jpg  в ворд или в эксель - это не макет. Мы, специалисты, работающие в пре-пресс отделе десятилетиями - знаем как должен выглядеть макет и как не должен. Если у вас в макете картинки с низким разрешением - то они не станут лучше, если их увеличить. Картинки из интернета - далеко не все пригодны для печати. 

Момент №2. Наша задача проверить макет на правильность. Если макет сделан правильно - значит мы с ним работаем, если нет, макет требует доработки. Основные моменты на что надо обратить внимание.

  • Это что-то должно быть в CMYK, не должно иметь суммарное количество красок более 300%, иметь вылеты и отступы, в случае если макет под CMYK не должно иметь пантонов и наоборот.
  • Если у вас есть текст (а он есть почти всегда), то не надо его делать составным.
  • Черный мелкий текст должен всегда быть черным, другими словами - 100% от черного канала.
  • Если в макете есть выборочный УФ-лак, то он должен быть 2 слоем внутри макета 100% от черного или отдельным файлом - но он должен быть в наличии. Тоже самое касается вырубки, тиснения, конгрева и прочего. 

veerТакже не стоит применять странные профили (особенно Японские) в фотошопе - они искажают цветовоссприятие. Правильный профиль для России и Европы - это FOGRA 39. Все остальное искажает цвета на мониторе и вам кажется изображение ярче, чем оно будет на печати. Помните бумага не светится как монитор и таких же ярких цветов невозможно достигнуть печатая по CMYK. 

Если нужны особо яркие цвета для этого используются пантонные краски!

 color photoshop

Момент №3 Основные технические требования. Здесь всё максимально просто.

Их должен знать каждый дизайнер, делающий макеты для полиграфии:

  • Разрешение макета для офсета и цифры - 300 dpi
  • Профиль - FOGRA 39
  • Цветовая схема - CMYK (там, где это нужно. Никакого RGB)
  • Вылеты - всегда от 3 до 5 мм (вылеты это основное изображение выходящее за рамки формата. Это не белая рамка)
  • Отступ текста и важных частей от края листа должен быть хотя бы 5 мм
  • Масштаб 1 в 1 + вылеты (то есть листовка А4- это 210х297 мм и по 3 мм в каждую сторону итого 216х303 мм)
  • Глубокий черный в нашей типографии это 25/20/20/100 (по CMYK)
  • Ярко-желтый это 0/100/5/0 (по CMYK)
  • Черный текст (всегда делайте 100% от черного канала). Исключением могут быть огромные буквы в пол листа.

Если вы делаете лифлет (евробуклет) - имейте ввиду что, лист должен сложиться и если у вас сложение внутрь, то ширина полос будет равна - лицевая сторона ( 97 мм / 100 мм / 100 мм) и оборотная (100 мм / 100 мм / 97 мм). Что будет если сделать метки фальца от балды или по 100 мм. В этом случае ваш лифлет не сложется сам в себя. Будет топорщится. Часто метки фальца (метки сложения) проходят по тексту и картинкам. Это самая частая ошибка. Из 100 макетов - 89 будут сделаны именно вот так. 

Момент №4 Биржа фрилансеров-дизайнеров

frilans trudoustrojstvo 709262В последнее время (за последние 2 года) мы заметили снижение качества предоставляемых макетов. Как правило 70% макетов, которые передаются нам на проверку обладают либо одной-двумя из основных типичных ошибок начинающих дизайнеров или всеми сразу, помноженными на харизму дизайнера, который ни в какую не хочет признавать свою ошибку. Как с этим бороться мы не знаем. Может быть не стоит пользоваться услугами самых дешевых фрилансеров. Или перед тем как заказывать дизайн - спросите что такое вылеты, какой отступ должен быть от края листа чтобы не зарезался текст. Знает ли он(она) что такое CMYK. Среднее время на переделку макета такими дизайнерами составляет от 3-4 часов до нескольких дней. Учитывайте это.

 


 

 

Переходим к топу самых распространенных ошибок. 

Ошибка №1

 -  в макете нет вылетов. Чем это грозит? Первое - мы не принимаем такие макеты в печать )) Второе если даже случится чудо и кто-то примет такие макеты в печать, то при обрезке, резчику ничего не останется как просто обрезать часть изображения и вы получите не 105х148 мм, а 99х142 мм. И не факт, что он не зарежет какой-нибудь важный текст или телефон с сайтом.

Что такое вылеты

 

Ошибка №2

 - нет отступов - чем это грозит? Часть текста зарежется при обрезке.

что такое отступы

 

Ошибка №3

 

 - Черный фон идет с превышением более 300% это очень частая ошибка, однако очень коварная. Так как при осветлении до 300% могут проступить какие-то детали и артефакты, которых не было видно.

Превышение красок

 

Ошибка №4

 - Нет отступов на титульной полосе (буквы Лучшие экскурсии в Москве стоят рядом с краем листа), метка сгиба стоит не верно (второй сгиб будет проходить не по границе 3 полосы, в данном случае это будет очень заметно).

liflet error

 

Ошибка №5

 - Логотип не в векторном виде. Все мелкие элементы должны быть только векторными. В противном случае текст и все элементы будут смазанным и не четкими. 

Растровое и векторное изображение

 

Ошибка №6 

 - Картинки в многостраничном издании были изначально сделаны большего размера чем нужно и потом уменьшались в иллюстраторе или индизайне. В итоге размер PDF ставится не прилично огромным. 

Помните основное правило. ВСЕГДА картинки должны быть такого размера как нужно (если размер их на листе 10х15 см - то такими их и надо делать в фотошопе). Нельзя их не уменьшать, ни увеличивать в верстке - это ведет или к потере качества или к раздутому размеру ПДФ. 

Пример: Каталог 96 полос до оптимизации (в PDF формате) весил 360 мб. После того как дизайнер поработал с исходниками - размер изделия уменьшился до 191 мб. 

В ряде случаев к нам приходили макеты размером за 1 Гб, что абсолютно не нормально. И правильно сделанный каталог не может весить так много. 

 

Еще одно правило. Если вы сохраняете файлы в TIFF - желательно пользоваться комрпессией LZW - это спасает в 99% случаев. 

 

размер файла

 

 

Ошибка №7 

 - Нет шрифтов или картинок в многостраничной верстке. Это касается обычно каталогов, буклетов и так далее, сделанных в Индизайне.

Чаще всего вам скажут, что у вас слетели шрифты или картинки. 

Помните, что в типографию обязательно отправлять весь каталог, вместе со шрифтами и картинками. Всё это должно быть упаковано в 1 папку. 

А еще лучше сделать PDF с вылетами, постранично. В этом случае шанс, что что-то слетит минимальный.

 

 

Слетели шрифты

 

Иногда бывает так, что картинки менялись уже после того как был сделан Пак с шрифтами и картинками. Или они вообще были удалены. В этом случае индизайн хоть и покажет отсутствующую картинку -но на печати будут проблемы. Поэтому всегда смотрите чтобы в панели Связи - не было ошибок. А также не было файлов в RGB.

links

Подводя итог

Для того чтобы запустить в печать ваш макет нужен правильно сделанный файл. Все макеты сделанные не верно - не являются макетами в полном понимании этого слова. Спорить с нами бесполезно. Доказывать, что RGB смотрится лучше, чем CMYK тоже. Уповать на то, что вам срочно, при том, что вы старательно пропускаете мимо ушей всё, что мы вам говорим - тоже довольно не продуктивно. Макет - это файл, с которым не нужно делать ничего - мы просто делаем спуск и через 2-3 дня вы получаете готовый продукт.

Делайте макеты у профессионалов - не экономьте. Экономия всегда приводит к трате времени и денег в конечном итоге. 

 

Руководитель пре-пресс отдела
Алексей Милованов.


Агентство по печати Альма Пресс. Тел.: 8(499)112-30-20

Москва, Талалихина, дом 41, строение 26